FAQ (Часто задаваемые вопросы) об Уфимских Татарах

500 русских фамилий татарского происхождения

Уфимский Хит - парад

Европа, Tюрки, Великая Степь

Фотографии Татарских вечеров

Мечети Башкортостана

Сабантуй 2005

 

 

FAQ об Уфимских Татарах Часто задаваемые вопросы об Уфимских Татарах

1. Кто такие Уфимские Татары?

Уфимские Татары (Ufa Tatarları, Уфа Татарлары) - неотъемлемая часть Татарской Нации.

Татарская Нация (общенациональный этноним – TATAR) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации, общая численность в мире - 7,5 млн. человек (1995г.). Уфимские Татары - это коренные жители Западной части Республики Башкортостан, которая ранее называлась Уфимской Губернией.

Численность Уфимских Татар: около 1,2 млн. человек(1995).

Язык Уфимских Татар: Разговорным языком Уфимских Татар является уфимский вариант Татарского языка с различными местными говорами. Особенностью разговорного языка Уфимских Татар является тесное взаимодействие с Башкирским языком. Письменным языком Уфимских Татар является литературный Татарский язык. Графическая основа языка: арабская графика, латинская графика(восстановлена), русская графика.

Столица Уфимских Татар: город УФА (1,1 млн. жителей)

Другие возможные названия: Уфа Татарлары, Татары Башкортостана, Татары Южного Урала, Агыйдел Татарлары, Башкортостанские Татары, Башкирские Татары.

2. Являются ли Уфимские Татары единой общностью?

Под общим названием « Уфимские Татары» понимается несколько татарских этнических образований на территории РБ, различающиеся по типу и уровню консолидации.Такая сложная структура является результатом интенсивных процессов этнической консолидации в Уфимском Регионе в XVIII – XX вв. В состав Уфимских Татар, вероятно, в то время вошли и некоторые башкирские племена, перенявшие земледелие. Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований у них закрепились национальный этноним «Татарлар» и местное самоназвание "Уфа татарлары", которые уже в первых десятилетиях XX в. стали общими наименованиями почти для 90% представителей татарской национальности в Уфимской Губернии(позднее- БАССР). Некоторая обособленность, связанная с сословными и религиозными особенностями, сохранилась в РБ у крещеных татар (керәшеннәр), частично – у мишарей(мишәрләр) и тептярей(тептәрләр). Если провести общий анализ этой проблемы, то можно сделать следующее заключение. Во-первых, народная культура Уфимских Татар, несмотря на ее местную вариативность, в своей основе едина. Во-вторых, народно-разговорный уфимский вариант татарского языка, состоящий из разных говоров и стоящий несколько особняком от языка Казанских, Астраханских и Сибирских Татар, в лингвистике в целом рассматривается как один – татарский языковой комплекс (язык). В-третьих, при становлении Татарской Нации сложилась общенациональная культура (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающая всех татар мира, в том числе и Уфимских (за исключением Крымских Татар). Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школа, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т. п.), обеспечивает реальное единство Уфимских Татар как составной части Татарской Нации.

3. Была ли у Уфимских Татар государственность?

Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную уникальную Тюрко-Мусульманскую Цивилизацию. Государственность предков Татар(в т.ч и Уфимских) восходит к периоду Раннего Средневековья, продолжая развиваться вплоть до Позднего Средневековья (Гуннские объединения, Тюркский Каганат и его наследники, Великая Болгария, Хазарский Каганат, Волжская Булгария, Кимакский Каганат и Кыпчакские объединения, Татарские государства XII в., Улус Джучи(Золотая Орда), Татарские государства XV–XVI вв.: Ханства Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское (с предшественниками в лице государства Шейбанидов и Тюменского Ханства), Ногайская Орда, а также Крымское ханство, просуществовавшее до 1783 г. Во время существования Золотой Орды на берегах реки Агидели(Белой) происходит процесс размежевания местных Тюркских племен, который стал особенно интенсивным позднее в период нахождения территории современного Башкортостана под властью 3 государств - Казанского и Сибирского Ханств и Ногайской Орды.. Под властью Казанского Ханства были западные земли, Ногайской Орды - центральные(вместе с Уфой - крепостью Ногайских Татар, которые в 15-16 вв. жили здесь), Сибирского Ханства - восточные. Основным населением этой территории в то время являлись Уфимские Татары - земледельцы, Башкиры-скотоводы и Ногайские Татары-скотоводы. После варварского разграбления и уничтожения Казанского Ханства численность Уфимских Татар резко увеличилась за счет многочисленных беженцев - Казанских Татар и Мишарей.

4. Как Уфимские Татары относятся к Башкирам?

Бик яхшы! У Уфимских Татар и Башкир - близкие языки и культура, они как 2 крыла одной птицы. Уфимские Татары и Башкиры - соседи и поэтому живут дружно. Уфимские Татары и Башкиры понимают друг друга без переводчика и считают друг друга братьями по крови. Поэтому одной из острых татаро-башкирских проблем является глубина взаимопроникновения и взаимной ассимиляции(например, политика башкиризации).

 

 

 

 

Sayt turında/Сайт турында/О сайте | Karta/Карта | Kontakt/Контакт | ©2005 Ufatat



Hosted by uCoz