FAQ об Уфимских Татарах Часто задаваемые вопросы об Уфимских Татарах
1. Кто такие Уфимские Татары?
Уфимские Татары (Ufa Tatarları, Уфа Татарлары) - неотъемлемая часть Татарской Нации.
Татарская Нация (общенациональный этноним – TATAR) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации, общая численность в мире - 7,5 млн. человек (1995г.). Уфимские Татары - это коренные жители Западной части Республики Башкортостан, которая ранее называлась Уфимской Губернией.
Численность Уфимских Татар: около 1,2 млн. человек(1995).
Язык Уфимских Татар: Разговорным языком Уфимских Татар является уфимский вариант Татарского языка с различными местными говорами. Особенностью разговорного языка Уфимских Татар является тесное взаимодействие с Башкирским языком. Письменным языком Уфимских Татар является литературный Татарский язык. Графическая основа языка: арабская графика, латинская графика(восстановлена), русская графика.
Столица Уфимских Татар: город УФА (1,1 млн. жителей)
Другие возможные названия: Уфа Татарлары, Татары Башкортостана, Татары Южного Урала, Агыйдел Татарлары, Башкортостанские Татары, Башкирские Татары.
2. Являются ли Уфимские Татары единой общностью?
Под общим названием « Уфимские Татары» понимается несколько татарских этнических образований на территории РБ, различающиеся по типу и уровню консолидации.Такая сложная структура является результатом интенсивных процессов этнической консолидации в Уфимском Регионе в XVIII – XX вв. В состав Уфимских Татар, вероятно, в то время вошли и некоторые башкирские племена, перенявшие земледелие. Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований у них закрепились национальный этноним «Татарлар» и местное самоназвание "Уфа татарлары", которые уже в первых десятилетиях XX в. стали общими наименованиями почти для 90% представителей татарской национальности в Уфимской Губернии(позднее- БАССР). Некоторая обособленность, связанная с сословными и религиозными особенностями, сохранилась в РБ у крещеных татар (керәшеннәр), частично – у мишарей(мишәрләр) и тептярей(тептәрләр). Если провести общий анализ этой проблемы, то можно сделать следующее заключение. Во-первых, народная культура Уфимских Татар, несмотря на ее местную вариативность, в своей основе едина. Во-вторых, народно-разговорный уфимский вариант татарского языка, состоящий из разных говоров и стоящий несколько особняком от языка Казанских, Астраханских и Сибирских Татар, в лингвистике в целом рассматривается как один – татарский языковой комплекс (язык). В-третьих, при становлении Татарской Нации сложилась общенациональная культура (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающая всех татар мира, в том числе и Уфимских (за исключением Крымских Татар). Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школа, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т. п.), обеспечивает реальное единство Уфимских Татар как составной части Татарской Нации.
3. Была ли у Уфимских Татар государственность?
Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную уникальную Тюрко-Мусульманскую Цивилизацию. Государственность предков Татар(в т.ч и Уфимских) восходит к периоду Раннего Средневековья, продолжая развиваться вплоть до Позднего Средневековья (Гуннские объединения, Тюркский Каганат и его наследники, Великая Болгария, Хазарский Каганат, Волжская Булгария, Кимакский Каганат и Кыпчакские объединения, Татарские государства XII в., Улус Джучи(Золотая Орда), Татарские государства XV–XVI вв.: Ханства Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское (с предшественниками в лице государства Шейбанидов и Тюменского Ханства), Ногайская Орда, а также Крымское ханство, просуществовавшее до 1783 г. Во время существования Золотой Орды на берегах реки Агидели(Белой) происходит процесс размежевания местных Тюркских племен, который стал особенно интенсивным позднее в период нахождения территории современного Башкортостана под властью 3 государств - Казанского и Сибирского Ханств и Ногайской Орды.. Под властью Казанского Ханства были западные земли, Ногайской Орды - центральные(вместе с Уфой - крепостью Ногайских Татар, которые в 15-16 вв. жили здесь), Сибирского Ханства - восточные. Основным населением этой территории в то время являлись Уфимские Татары - земледельцы, Башкиры-скотоводы и Ногайские Татары-скотоводы. После варварского разграбления и уничтожения Казанского Ханства численность Уфимских Татар резко увеличилась за счет многочисленных беженцев - Казанских Татар и Мишарей.
4. Как Уфимские Татары относятся к Башкирам?
Бик яхшы! У Уфимских Татар и Башкир - близкие языки и культура, они как 2 крыла одной птицы. Уфимские Татары и Башкиры - соседи и поэтому живут дружно. Уфимские Татары и Башкиры понимают друг друга без переводчика и считают друг друга братьями по крови. Поэтому одной из острых татаро-башкирских проблем является глубина взаимопроникновения и взаимной ассимиляции(например, политика башкиризации).