В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи
заложником этого скоротечного материального мира, человек, всегда
стремится к Вечности. Тот, кто прислушается к своему внутреннему голосу,
услышит, как этот голос вновь и вновь говорит ему о Вечности. Даже если бы
человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения
Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к
постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что
вечная жизнь действительно существует.
Что такое
смерть?
Тело есть инструмент духа, который управляет и
контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых
состоят клетки. В предопределенный Господом час человека постигает болезнь
или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение
Ангелу Смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа
Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на Ангела
Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей
саму смерть и Того, кто ее посылает. Болезни или различные бедствия также
символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и
Азраилом.
Явление Ангела Смерти умирающему
Так как Ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света,
он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах
одновременно. То, что он занят в определенный момент, вовсе не означает,
что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо
других дел. Так же как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно
и, отражаясь, присутствует в бессчетных прозрачных объектах этого мира,
Ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при
этом путаницы. Каждому из ангелов даны в подчинение подобные им
ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят
несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами. За ними следует Ангел
Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчиненных ему
ангелов, им поручено забирать души праведных. Ангелы, забирающие души
праведных, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души
грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом,
"безжалостно вырываются".
Что чувствует человек в свой
смертный час ?
Тем, кто веровал в Господа и вел праведный
образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах
и приветствует) говорил, что души праведных забираются так же мягко и
плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики,
погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что
они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и
наслаждаются вечным счастьем.
Пророк Мухаммад (Да благословит его
Аллах и приветствует) сказал Джабиру (Да будет доволен им Аллах), сыну
Абдаллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуд: "Знаешь
ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза
не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:
"О, Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем,
кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!". Господь
ответил: "Возврата нет. Жизнь дается только единожды. Однако я расскажу им
о твоем пребывании здесь".
И после этого был ниспослан
следующий аят:
"И никак не считай тех, которые убиты на
пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у Господа Своего получают удел,
радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости" (Священный
Коран, 3:169, 170)
Человек умирает так, как он живет. Тот, кто вел
праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника
бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухамма (Да благословит его Аллах и
приветствует), больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать
особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие
сподвижники Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)
такие как, например, Осман, Али, Хамза и Мус'аб ибн Омар (Да будет доволен
ими Аллах) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью
мучеников.
Нужно ли бояться смерти?
Для
тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть
страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и ее
прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей
мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но
одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению
Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная
жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет.
Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу,
проходит через определенные стадии развития и, в конце концов, из нее
вырастает новое дерево. Таким образом, "смерть" косточки является началом
жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития. Так
как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни,
прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой
более высокую ступень жизни, должна быть еще более прекрасна и иметь еще
более серьезное значение: человек, уходя под землю, непременно обретет
Вечную жизнь.
Смерть освобождает человека от трудностей мирской
жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится
более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек
сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в
счастливой Вечной жизни.
Душа в промежуточном мире
После смерти душа отправляется к Господу Богу. Если
человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы,
сопровождающие его душу к Господу, переносят ее к Богу. На пути через
небеса ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают:
"Чья это душа? Как прекрасна эта душа!". Ангелы, сопровождающие душу,
называют ее самыми прекрасными словами и отвечают: "Это душа того, кто
молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни
во имя Господа". Наконец, Бог Всемогущий приветствует душу и приказывает
ангелам: "Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело ее, ибо
должна она ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира". С душой
грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают ее
обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем
бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но
не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому
человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от
грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии,
дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий
духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и
мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесенные человеком в миру,
несмотря на перенесенные муки смертельной агонии, этот человек все еще
имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле,
но избавляется от наказаний в Аду. В дополнение ко всему вышесказанному,
каждый человек, находясь еще в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его
мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к
Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Как
записано в книгах, Аббас (Да будет доволен им Аллах), дядя Пророка (Да
благословит его Аллах и приветствует), очень хотел увидеть второго
праведного халифа Омара (Да будет доволен им Аллах) в своих снах после его
(Омара) смерти. Однако увидеть Омара (Да будет доволен им Аллах) во сне
ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: "Где же ты был
до сих пор?". На это Омар (Да будет доволен им Аллах) ответил: "Не
спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни". Для того,
чтобы очистить Омара (Да будет доволен им Аллах) от грехов, Всевышний дал
ему испытание в виде отчета за прожитую жизнь.
Могила несет в себе
определенное наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень
горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.
|